Душа военного

Печать

Игумен Корнилий: «Душа военного почти как рана»

(газета «Вятский Край» № 24 от 6 февраля 2013 года)

 

Интервью-3Указом митрополита Вятского и Слободского Марка новым руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Вятской епархии назначен игумен Корнилий (Ефимов). С игуменом Корнилием встретился корреспондент газеты «Вятский Край»

 

Биографическая справка

В 1994 году Ефимов окон­чил Московскую духовную се­минарию по первому разряду. Имеет два высших светских об­разования. С октября 1995 года по март 1996 года в качестве капеллана участвовал в круго­светном плавании судна «Кру­зенштерн», посвященном 300-летию Российского флота (на­гражден юбилейной медалью). Три года вел авторскую ежене­дельную программу «Благовес­тие» на радио «Балтик плюс».

В марте 2009 года игумен Корнилий назначен настоятелем строящегося храма в честь свя­того Георгия Победоносца при УВД по Калининградской об­ласти.

За работу с личным соста­вом награжден нагрудным зна­ком «Знак почета». При освяще­нии данного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил игумена Корнилия правом ношения па­лицы. Его же Указом игумен Корнилий назначен руководите­лем епархиальной паломничес­кой службы «Одигитрия».

В конце прошлого года пе­реведен в Вятскую епархию и назначен настоятелем церкви в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость».

 

 

- Отец Корнилий, не сек­рет, что еще недавно армия и Церковь были разнополярными понятиями, несовместимыми, в частности, у военных. Однако сейчас все изменилось. Ваше мнение по этому поводу?

- В современном российском обществе все возвращается на круги своя, к вековым историчес­ким традициям, и священнослу­жители стали востребованными у людей в погонах. У Церкви есть особая забота о власти и воен­ных. Не случайно за представите­лей именно этих профессиональ­ных категорий на всех богослуже­ниях не единожды возносятся мо­литвы, ибо у них есть нечто важ­ное, что отличает их от иных кате­горий, - реальная сила. И очень важно, чтобы на своей стезе они
не совершали нравственных оши­бок...

- Что необходимо сказать священнику 18 - 19-летнему молодому человеку, только что надевшему военную форму, который, возможно, до сроч­ной службы в храме вообще не был?

- Работа священника и работа военного называются «служени­ем», служением без остатка, все 24 часа. Я сам служил тогда еще в Советской армии. В то время даже не слышали о таком поня­тии, как «откосить от службы». В казарме мужчина и познается, здесь оголяются все огрехи вос­питания, допущенные родителя­ми, воспитателями детсада, пе­дагогами школы. Армия – зеркало общества: если молодой человек с детства научился жертвенно и с сочувствием относиться к ближ­нему, то и в новый мужской кол­лектив он не привнесет негативы поведения.

- С какими трудностями на «срочной» пришлось столкнуть­ся непосредственно вам?

- Службу я начал водителем танка в одном из подразделений, дислоцировавшихся в Латвии, за­тем служил в танковом полку в го­роде Гусеве Калининградской об­ласти. После окончания инженер­но-морского училища получил специальность штурмана дальне­го плавания. Мой призыв был по-своему уникальным. Студенчес­ким. В нем были одногодки - студенты 19 лет, а потому и интересы имелись общие...

- К вере вы пришли в 13 лет. А как на службе в связи с этим складывались взаимоотноше­ния с командирами, препода­вателями?

- В мореходке у меня был при­ятель (сейчас он тоже священник). Познакомились с ним так. Однажды, сидя на «паре» по теории уст­ройства судна, в кошельке у одно­курсника увидел иконку. И понял, что мы - родные люди. Мы стали встречаться на богослужениях в единственном тогда Свято-Ни­кольском храме города Калинин­града. После утренней поверки (это было уже в конце обучения) там, в туалете, переодевались: сни­мали морскую форму, надевали подрясники и помогали за служ­бой. Так же тайно уходили обратно. Однажды нас увидел один из наших преподавателей. Думали: будет «разнос», ведь командиры к вере относились еще с неким хо­лодком. Но капитан-лейтенант промолчал.

-    Расскажите, пожалуйста, подробнее о кругосветном пла­вании на «Крузенштерне»...

-    Оно было во многом не­обычным. На учебно-парусном барке «Крузенштерн» проходили практику курсанты второго курса Балтийской морской академии. Здесь же находились 15-летние воспитанники Московского ка­детского корпуса. Свою миссию выполняли и сотрудники научно-исследовательского института

Атлантического океана. Разных и очень интересных встреч было много...

Когда находишься на судне, чувствуешь себя перед вызовом вечности. Перед тобой - стихия, океан, который обуздать невоз­можно... При переходе между Га­вайскими островами и Японией попали в сильнейший шторм. Ду­мали: настал конец. Вот тогда мно­гие вспомнили Бога.

Через две недели плавания прошло первое богослужение. Певчими были два журналиста из «Комсомольской правды» и тог­дашний редактор журнала «Вокруг света». У меня, как капеллана, ра­бота строилась на психологичес­кой основе - беседах по душам. Вместе с ребятами выпекали хлеб, укладывали такелаж, участвовали в «пельменном аврале»... Самому захотелось вспомнить молодость. Правда, по мачтам не лазил: бо­юсь высоты...

- Отец Корнилий, в нашем обществе такие понятия, как долг, честь, Отечество, порой теряют истинный смысл, а у иных вызывают иронию. Ваше мнение?

- Я часто встречаюсь с моло­дежной аудиторией и, беседуя об этом, вижу на лицах некоторых слу­шателей усмешку: мол, устарели они. И тут же задаю им вопрос: «А если, не дай Бог, что-то случится? К кому тогда обратитесь?» Отвеча­ют хором: «В полицию!» К людям, выполняющим свой долг. Или еще пример.

Калининградская область не имеет границ с остальной частью России: вокруг - Литва, Польша (натовские государства) и Балтий­ское море. На кого положиться, если придет беда? На армию, на тех людей, кто защищает границы своего Отечества. Так что понятия, о которых вы сказали, никогда не устареют и по-прежнему останутся священными. По крайней мере, для настоящих мужчин...

- В задачи епархиального отдела, которым вы сейчас ру­ководите, входит и работа с представителями правоохра­нительных структур – органами внутренних дел, наркоконтро­ля, ФСБ, управлением феде­ральной службы исполнения наказаний. Как она будет пост­роена?

- Это прежде всего окормление сотрудников данных служб, членов их семей. В Калининграде мы буквально с камешка построи­ли храм в честь Георгия Победо­носца. Он возведен в память о со­трудниках УВД области, погибших при исполнении своего служебно­го долга, в том числе и в Северо-Кавказском регионе. По существу, он стал домом для их вдов, близ­ких, детей. Подарить им душевное тепло, поддержать добрым сло­вом, позаботиться - это тоже одна из задач священнослужителя.

- Ваши первоочередные
планы?

- Надо познакомиться с ко­мандирами воинских частей, представителями общественнос­ти, работающими с военнослужа­щими. И определить зоны пастыр­ской ответственности в данных структурах, чтобы каждая имела своего священника...

Беседу вел Александр ШИРОКОВ.

 

Из истории воинского отдела Вятской епархии