Печать
Тематический материал.
 
Недостаток тематического материала для подготовки к лекциям с личным составом, является на сегодняшний день серьезным препятствием к началу систематической работы с военнослужащими. В связи с этим предлагается начинать со следующего: священник должен представиться, рассказать о истории своей епархии, истории храма, где он служит, какому событию из Священной Истории, или какому святому посвящен храм, его приделы. Объяснить символику православного храма, восьмиконечного креста над его куполом и т. д. Это уже темы для нескольких встреч. (Перед проведением бесед желательно посвятить 5-10 минут событиям,  произошедшим  в жизни Русской Православной Церкви, своей епархии, местных приходах в последнее время).
Эти темы хорошо известны священнику, не требуют предварительной подготовки, что облегчит первые шаги, позволит войти в новую среду, познакомиться как с военнослужащими, так и с проблемами воинского коллектива, на которые необходимо будет обращать внимание в дальнейших беседах.
Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский (с 1911 – 1916 гг.) писал: «Говори, батюшка, как отец с детьми, говори просто, без риторских прикрас, говори, как говорят близкие люди, говори обо всем, о чем благовременно поговорить…»
Основу для лекционного материала предлагается брать из Св. Писания, святоотеческой литературы, газеты Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами «Победа, победившая мир», газет и журналов для военнослужащих, из проблем внутренней жизни солдатского коллектива окормляемой части. При выборе тем бесед необходимо советоваться с командованием, учитывать их пожелания. 
            «Лучшая постановка дела, на мой взгляд, была бы такова. Надо, чтобы священник находился в живом общении с командным составом части, последние держали бы его в курсе как печальных, так и радостных явлений в их частях. Получив сведения от такого начальника о том или ином событии или происшествии, священник обязан откликнуться на него: доброе одобрить, восхвалить, худое осудить. Конечно, для того и другого нужны большая осторожность и осмотрительность.
(Лучше всего, если священник, зашедши в роту, где случилось происшествие, осторожною беседою вызовет самих нижних чинов на признание. Если они верят священнику, они легко раскроют перед ним свою душу, сами расскажут ему о своих и печалях и радостях).
Нижние чины сами подскажут батюшке ряд вопросов, на которые надо ответить. А его дело лишь не оставить их без ответа».  (Протопресвитер Георгий Шавельский).
Предлагается проводить беседы продолжительностью не более 30-ти минут,  используя наглядные пособия. Многие священники пользуются на лекциях аудио и видеозаписями, соответствующими теме беседы. Каждая беседа должна включать в себя апологетический элемент.
«Беседы должны вестись с распространением листков и брошюр».
                                                                  (Протопресвитер Георгий Шавельский).
В связи с недостатком тематического материала для лекций, каждому священнику, окормляющему воинские части, рекомендуется присылать в Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями как минимум одну лекцию-беседу  вместе с годовым отчетом. Епархиальный отдел прилагает полученные тексты бесед к годовому отчету в Синодальный отдел.
Подобный сбор материала приведет к созданию курса лекций в помощь священнослужителям, окормляющим военнослужащих, что в свою очередь сделает лекционную работу планомерной и более содержательной.
При работе в воинском коллективе, где встречаются представители других вероисповеданий необходимо ориентироваться на опыт нашей Церкви накопленный веками окормления многонациональной Российской армии и флота.
«Усердно прошу духовенство действующей армии избегать по возможности религиозных споров и обличений иных вероисповеданий, а равным образом зорко следить, чтобы в походные полковые и госпитальные библиотеки для воинских чинов не попадали брошюры и листки со встречающимися в них резкими выражениями по адресу других  вероисповеданий, т. к. подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданием  и ожесточать их против Православной Церкви, а  в воинских частях сеять пагубную для дела вражду.
Подвизающееся на бранном поле духовенство имеет возможность подтверждать величие и правоту Православной Церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так и инославным, и не упуская случая, чтобы  послужить уврачеванию и их духовных и телесных ран».
(Протопресвитер Георгий Шавельский).
Неподготовленность на первых порах военнослужащих к встречам со священнослужителем не должна останавливать последнего.
 «Пусть даже слабоверующие  и неверующие идут сюда гонимые бездельем, не по чистому влечению сердца, а лишь для того, чтобы скоротать время, разогнать скуку, но разве слово пастыря не дойдет до их слуха, разве благодать Божия не может коснуться и  их сердца и оставить на них след на всю жизнь? Как часто это бывало!»                       
                                                                      (Протопресвитер Георгий Шавельский.)
 То, что проповедует священник  в полку, относится к вековым устоям нашего Отечества. Курс бесед духовно-нравственного, историко-патриотического содержания обоснованно можно назвать  “Духовные традиции нашего Отечества”. Беседуя на эту тему с военнослужащими, священник не нарушает их свободы совести. Поскольку, не познакомившись с этим предметом, солдат и не имеет свободы выбора.
Только проведения бесед с личным составом недостаточно. Рекомендуется, с течением времени, при сложившейся лекционной работе параллельно с ней проводить работу индивидуальную.
В материалах 1-го Съезда военно-морского духовенства  указывается, что священник не должен ограничивать свою пастырскую деятельность одними проповедями и беседами. Деятельность полкового пастыря, по мысли Съезда, может и должна выражаться еще:
Священнику рекомендуется обратить внимание на уровень религиозности личного состава. На их отношение к Православию. При этом необходимо учитывать, что вера, имеющаяся в глубине души человека, не всегда может быть очевидна для окружающих в силу невоцерковленности военнослужащих.
В последние годы священнослужители различных епархий нашей Церкви выезжают в места выполнения военнослужащими правительственных задач. Если по благословению Правящего Архиерея священнику предстоит такая командировка, ему необходимо обратиться в Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, где он сможет получить ответы и разъяснения на все возникающие вопросы. (Возможно по факсу или телефону).
            Значимость трудов священника в армии и правоохранительных учреждениях нельзя переоценить. Она сравнима разве что с апостольским служением. Ни школа, ни высшее учебное заведение не предоставляют такой возможности для обращения к обществу в целом. Именно это раздвигает рамки проповеди священника далеко за пределы территории воинской части. Это слово ко всей стране о патриотизме,  исторических,  духовно-нравственных вековых ценностях России.
«Российское воинство и флот есть обширная школа, где получают образование сотни тысяч русских людей, которые разносят его по  всей России, и долг пастырей воспитать преданных сынов Церкви и Отечества».
                                                       (Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОТОПРЕСВИТЕР ГЕОРГИЙ ШАВЕЛЬСКИЙ.
«Служение священника на войне».
«Военный сборник»
1912 г.
№№ 11,12.
(выдержки)
«Жизнь – в совершенствовании; кто не идет вперед, тот остается позади; а совершенствование – прежде всего в распознавании ошибок и устранении их; не изучивший пути может спотыкаться каждый раз на одном и том же месте; начинать каждый раз с начала – самая безотрадная история, не могущая сулить добра.                                                                                                         
Роль священника в армии – почтенная и ответственная роль, роль молитвенника, просветителя и вдохновителя русского воинства.
            Задачи для деятельности священника в военное время в общем те же, что и в мирное время:   
1)      Священник обязан удовлетворять религиозное чувство и религиозные нужды воинов, чрез совершение богослужений и треб;
2)      Священник пастырским словом и примером должен влиять на свою паству. Исключительная обстановка боевого времени и возникающие у воинов  под ее влиянием особенные религиозно-нравственные нужды и запросы требуют лишь, чтобы священник в выполнении основных задач своего служения применился к такой обстановке, угадал запросы и нашел способы удовлетворения их.
Священник должен не замыкаться на своей части, и окормлять те полки, где нет священнослужителей.
Священник, не имеющий возможности совершать литургии, явление ненормальное; богослужение без Литургии – не полное богослужение.
Дела, мало занятий, а здоровых развлечений нет. В мирное время можно скоротать время книжкой, газетой, а тут нет ни того, ни другого. И вот в минуты безделья тоска по Родине, по семье, как заберется в сердце, как загложет его, не трудно тогда человеку отдаться первому развлечению, как бы пошло не было оно. Безделье и отсутствие добрых развлечений – самые страшные враги человека перед которыми и сильные сдаются. Война страшна этой своей стороной. Сильные и храбрые гибнут в бою, а слабые, безвольные, слабовольные и неосторожные  - в затишье, гибнут от того врага, который не переставая бродит по русской земле, унося тысячи, сотни тысяч жертв, - от хмельного вина. Другие ищут развлечения в картежной игре, нередко принося этому Молоху в жертву и свое, и своих семейств благополучие, а иногда и жизнь свою.
Бороться с тем и другим злом, ох как трудно, так как тут приходится бороться не с пороками только, но и с обстановкой, с бездельем, напряженностью нервов, - словом с теми условиями, которые благоприятствуют развитию этих пороков, но все же священники обязаны бороться. Давать советы священнику, как вести это дело борьбы, тут дело трудное. Разум и сердце должны подсказать ему, как надо спокойно,
осторожно, не задевая и не раздражая самолюбия, по-дружески, по-отечески  подойти к офицеру и поддержать, успокоить, предостеречь его. Конечно, на полную победу и уничтожение врагов, рискованно  рассчитывать, но в то же время усилия священника, если только он мудро приложит их, могут сильно ослабить зло.
Очень действенны и ценны такие беседы священника на войне.
Не должен священник забывать и о нужде, о горе солдатском, и стараться облегчить их. Каждое слово доброго священника с лаской и отзывчивостью сказанное, самая незначительная материальная помощь, священником оказанная, быстро передаются в полку между нижними чинами. Этим обязаны пользоваться священники и как группами, так и по одиночке, интересоваться их жизнью и не оставлять их без своих советов.
О библиотеке вспомнили на войне, когда люди  в промежутки между боями томились от скуки и безделья и с жадностью голодного набрасывались на каждую печатную строчку.
В комплекте вещей, которыми снабжается на войну воинская часть, непременно должна значится библиотечка с добрым подбором книг. Лишнего груза она не составит. Если находится в обозе место для хлеба обыкновенного, то должно найтись место и для духовного; возятся сухари, - должна возиться и библиотека.
Священник должен помнить, что он без нужды не должен подвергать себя опасности, так как выбытие его из строя, при невозможности заменить его другим, огромный урон для части, и что он обязан употребить все усилия, чтобы убитые и раненные в полку не остались без его пастырского участия. Всему этому, однако, меня научил опыт, приобретенный в десяти боях; в первом же бою я поступил именно так, как не следовало поступить. Я и безумно храбрый доктор О., с которым мне пришлось не разлучаться во всех последующих боях, засели в боевой цепи 9-й роты. Почему мы там засели, затрудняюсь теперь объяснить. Кажется, что положение этой роты было самым опасным, а командир казался нам очень симпатичным. Толку от нашего сидения не получилось никакого, хотя риску было очень много: много снарядов и пуль пролетело над нашими головами, а мы изнывали не от страха опасности, а от сознания полной бесполезности, так как мы должны были все время лежать и не смели подняться, чтобы не выдать противнику места расположения части. Еще, Слава Богу, что в этой перестрелке не было  у нас серьезно раненных и ни одного убитого, а то остались бы они и без моей и без докторской помощи. Зато мы оценили несуразность такого участия в бою и впредь стали устраиваться иначе. На особом перевязочном пункте, который находился близи боевой линии.  
             … Там я живых утешал, ободрял, напутствовал, умерших погребал; когда же не было опасно больных  и умерших, помогал перевязывать, кормил чаем раненых и пр.
               Когда бой шел по всей линии полка, я неотлучно находился на пункте, куда стекались все страдальцы, и где я был нужен им. Когда же бой велся частью полка, и когда я мог быть уверен, что раненых не пронесут мимо меня, я старался во что бы то ни стало побывать у сражающихся. Ценили это солдаты; большую радость и одобрение доставляло им мое появление во время боя под огнем. Сказанное в это время священником особенно близко принимается к сердцу и, кажется, никогда не забывается. Полезно обойти священнику и перед боем, пока не началась стрельба, роты своего полка, благословить их, Божией помощи пожелать.
 
 
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ДУХОВЕНСТВА НА ВОЙНЕ
Продуктивность Пастырской работы на войне прежде всего зависит от личного состава духовенства. Если служение священника вообще высоко и трудно, то на войне оно еще выше и труднее. На войне священник всегда среди чинов своей части, всегда на виду, в кругу людей разных взглядах и убеждений, как верующих, так и неверующих, как уважающих его служение, так и недоброжелательно настроенных. Чтобы заслужить уважение не только первых, но и вторых, священник должен обладать высокими как нравственными, так и умственными качествами. Обстановка на войне сурова, жизнь на войне сопряжена с большими физическими лишениями нравственными страданиями, для перенесения которых у священника должно быть много сил и бодрости. Паства на войне более, чем в другое время, ждет от своего пастыря разумной службы, нуждается в живом и вдохновенном мощном и действенном слове, в примере высоком и увлекающем; священник, раз уж он прибыл на войну, должен внести свою ценную лепту в великое воспитания доброго духа армии, приготовления ее к победе. Сильные, словом и делом пастыри нужны на войне. Война, говорят, государственный экзамен для нации.
ИЗ ПИСЕМ  О. ГЕОРГИЯ ШАВЕЛЬСКОГО.
            Мне хочется пережить самые опасные положения, самые тяжелые минуты, чтобы, с одной стороны, иметь об этом понятие, а с другой разделить с солдатиками все тяготы военной жизни. Я думаю, что они, видя, как священник наравне с ними подвергает себя опасности и переносит все лишения, ободрится и легче понесет труды.
             Нет у нас и тени того малодушия, которое проявляют люди, смотрящие на дело издали.
             Ко всем неудобствам военного времени я уже совсем привык, так что не страшны мне и большие, если придется их понести.
             Мы тут, как присмотришься, бываем, похожи на детей: с такой радостью мы набрасываемся на каждый кусочек, присылаемый из России, и так бываем, рады подарочку, хоть все мы здесь гораздо больше, чем нужно, обеспечены жалованием и существенного недостатка пока ни в чем не терпели. Конечно, корень такой радости более глубок, чем у детей: мы радуемся подарку, потому что он с родины, он родиной дышит, о родине говорит…
              Вот сейчас хоронил я убитого казака. Сказал перед отпеванием несколько слов, что казаки продолжают дело своих предков, - дело великое – расширение великой русской земли, что кровь каждого русского воина является семенем, из которого вырастает слава русской земли, новое ее величие, новая слава русского воинства. Горевать ли в таком случае, когда мы умрем за славу родины, и если бы мы отказались умирать, стыдом покрылись бы головы Русской земли. И т.д. Повеселели мои казачки. Но, когда стали опускать в могилу, заплакали два брата убитого, вместе с ним пришедшие воевать. Подходит к ним офицер и говорит ласково улыбаясь. Чего плачете братцы! Дай Бог и нам так умереть. Знает, по крайней мере, что умер не даром, за великое дело; а мы с тобой умрем где-либо дома в деревне. Велика честь?!  Если бы могли не умирать, тогда было бы над, чем плакать. Умрем же?»   «Так точно» - отвечал казак и уже улыбается.
               Да, во время войны вырабатывается особое настроение: желая всяких поражений врагу (это будто бы не по христиански), в то же время чувствуешь, что проникнут более чем когда-либо самыми высокими стремлениями ко всему доброму, что дорожишь своей родиной и готов все отдать за нее. Вместе с тем вырабатывается како-то совершенно спокойное отношение  к опасностям, включая смерть. Вернешься домой совсем иным.
              Я не понимаю, зачем беспокоиться? Раз пошел на войну – смерти бояться нечего, а боишься  - не ходи совсем. А зачем – все предосторожности сплошь и рядом ни к чему ни ведут: пуля находит своего везде. 2-го июля штабс-капитан Александров, лишь выехал на позиции, тотчас был сражен пулею. А 11 июля командир второй батареи 9-й Восточно-Сибирской бригады подполковник А. Г. Пащенко (33г., академик, чудный артиллерист) в течение 15-ти часов (с5 утра до 8 вечера) стоял на горе без прикрытий, командовал батареей. Все почти солдаты были перебиты около него, он сам ранен в руку ниже кисти (но кости пуля не задела!) другая пуля пробила шапку, не задев его головы – и все-таки он цел и сейчас в строю. Вчера он только говорил мне: «Теперь меня никто не разубедит, что и один волос не упадет без воли Божией».
Ну а как удержаться от риска. А вдруг подумают: боится батюшка, не хочет при опасностях совершать требы. У меня одна мысль: нужен я людям, угодна Богу моя жизнь, пуля не изловит меня. А если придется умереть, - умирают же тысячи воинов.
Я и работаю священником на войне.
Духовенство работает как никогда; престиж его в армии поднялся на небывалую высоту.
Везде приходится говорить, а погода была сырая, совсем не для речей. Вернулся с разбитым носом и надорванной грудью. Теперь опять вошел в норму.
ИЗ РУКОВОДСТВЕННЫХ УКАЗАНИЙ
ДУХОВЕНСТВУ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ
 В круг обязанностей священника на войне входит: кроме молитвы келейно, совершение богослужений в воскресные и праздничные дни. Местом богослужения может служить: церковь, палатка, жилой дом, открытое поле и т.д. Отсутствия большого числа молящихся не должно служить препятствием к совершению в положенные дни богослужения.
Во время боя место священника с ранеными. Но священник должен быть готов во всякую минуту пойти и вперед, где требуется его участие.
Как можно чаще беседовать с чинами, реагируя на все – как положительное, так и отрицательные явления в жизни своей части, первые всячески одобряя, вторые – предупреждая от повторения. Книга  - лучший друг и утешение в часы досуга и выздоровления. Опыт русско-японской войны доказал  чрезвычайную важность библиотек для госпиталей. 
Вовремя сделанная перевязка нередко спасает жизнь раненому. Всякая лишняя перевязывающая рука дорога на войне. Желательно, чтобы каждый священник умел перевязывать раненого. Он найдет тысячу случаев приложить свое умение и спасти многих.
Каждый священник должен быть готов послужить и чинам другой части, если позволят  сделать  это его силы.
Приближается момент, когда должен совершиться перелом в войне. Армия наша должна приготовиться в нему, как к суду Божьему, - она должна выступить во всеоружии своих добродетелей.
Между прочим, благодарная для проповедника тема: раскрыть мысль, что каждый солдат, являясь звеном одной огромной цепи – армии, проходит в эту пору великое служение и может оказаться или одним из спасителей Родины, или виновником ее многих бед и несчастий. Пример одного доброго самоотверженного солдата может распространиться на многих, вдохновить целые части и приготовить к победе; дурной пример может заразить многих: укол грязной булавкой, заражающей одну каплю крови, причиняет смерть, ибо от этой капли заражается все тело. От одной искры выгорают целые города. Иногда сдача одного солдата, стоящего на посту, дает возможность громить целые армии.
Чтобы священнику вести такие беседы, для этого не надо собирать нижних чинов по батальонам и даже ротам, 10-20, собравшиеся у палатки или прилегшие на пригорке, могут составить благодарную аудиторию, через которую, сказанное священником, разнесется по всему полку. Надо лишь, чтобы полк уважал своего священника, верил ему, а священник вникал в жизнь полка и разумно откликался на его духовные нужды и запросы.
 Проповедь священника должна сопровождаться его участливым отношением к тем, кому он проповедает. Наибольшей опасности подвергаются и, поэтому, наибольшего участия требуют сидящие в окопах.
Посещение окопов, возможно частое, непременная обязанность каждого полкового священника.
Идеально хорошо было бы, если бы священник ежедневно обходил все окопы своей части, но посещение окопов два-три раза в неделю обязательно для каждого.
Льщу себя надеждой, что духовенство самым-самым серьезным образом отнесется к этой моей просьбе.
Есть священники, не желающие делить опасности со своими пасомыми, ни как следует служить им. Со скорбью в душе обязан сказать этим пастырям: восстаньте спящие! В то время, когда наши доблестные воинские части истекают кровью в борьбе с дерзким врагом, позор тому военному священнику, который не выполнит своего высокого долга быть для своей части добрым утешителем, образцом бодрости, мужества и самоотвержения.
При этом вынужден объявить, что всех священников, во время боя остающихся при обозах или вообще вдали от перевязочных пунктах и оставляющих во время боя убитых без погребения, умирающих без напутствия, страдающих без утешения, сражающихся без ободрения, - всех таких священников буду считать не желающими выполнять свой священный долг, преступными пред Богом и Родиной. 
При погребении инославных священник провожает гроб умершего с пением «Святый Боже».
…и в особенности прошу, чтобы не были забыты околотки и гауптвахты.
Каждый священник действующей армии должен помнить, что ему необходимо всегда иметь большой запас Святых. Даров.
Чтобы иметь неослабное влияние на воинские части, священники должны быть как можно ближе к ним. Пребывание в глубоком тылу, в обозах второго разряда, как лишающее священника возможность влиять на паству, отрывающее его от своих пасомых в самые великие для них минуты боя, безусловно, недопустимо.
Увековечение таких подвигов наших воинов чрез беспристрастное описание их, составляет долг благодарной им Родины, в тоже время послужило бы драгоценнейшим материалом для воспитания  в будущих поколениях доблестного духа, бесстрашного, самоотверженного служения там, где надо было постоять за Веру, Царя и Отечество, а всему миру показало бы величие души русского человека.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ СМИРНОВ

Скачать материал