Печать
Протоиерей Александр НОВОПАШИН, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии

ВОЛКИ В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ (Тоталитарные секты в армии)

(Из материалов II Учебно-методических сборов духовенства, окормляющего Российские Вооруженные силы. Москва – 2005г.)

Проблемой сектантства я занимаюсь уже в течение десяти лет. К сожалению, надо признать, что сегодня и Сибирская земля, и Россия в целом находятся в состоянии идеологической оккупации. Все разговоры о том, что за последнее время кривая активности сектантов по сравнению с началом 1990 г. стала снижаться, не имеют под собой реального основания. Сейчас секты вступили в новый период своего развития, который можно назвать периодом внутренней консолидации. Сектанты занимаются укреплением своих социально-экономических и политических позиций. Они скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, журналистами, экспертами, юристами, которые соответствующим образом формируют общественное мнение, создают политическую почву и защищают права сектантских организаций на судебных процессах. Секты делают все, чтобы показать мускулы и заявить о себе как непреходящем факторе российской действительности. Не оставляют они своим вниманием и Российскую армию. Их задача — проникнуть в Вооружённые Силы, вытеснить нас как своих конкурентов и сделать армию полем своей миссионерской работы.
В своем выступлении мне хотелось бы рассказать о деятельности так называемого Союза христиан-военнослужащих России (СХВР), имеющего статус межрегиональной общественной организации. Хотя СХВР фактически является организацией постпротестантского толка, он старательно прикрывается православной символикой. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить интернет-сайт организации или ознакомиться с их печатным органом — журналом «Военно-христианский вестник». На обложке практически всех номеров журнала представлена православная символика и фотографии православной тематики. Однако «начинка» журнала свидетельствует о том, что члены Союза христиан-военнослужащих далеки от Православия.
Несмотря на то, что СХВР везде заявляет о своей межконфессиональной направленности, вокруг него собрались исключительно сектанты разных толков. Православных, мусульман, иудеев, буддистов, то есть представителей традиционных для России религий, там нет и в помине. При изучении публикаций «Военно-христианского вестника» и материалов, выложенных на интернет-сайте СХВР, выясняется, что «христиане-военнослужащие» разделяют учение баптистов, а кроме того, представляют интересы адвентистов седьмого дня и Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), председателем которого является небезызвестный «епископ» Сергей Ряховский. Необходимо подчеркнуть, что РОСХВЕ — это жесточайшая тоталитарная секта оккультного типа. Неопятидесятники, которые везде называют себя протестантами, на самом деле не имеют никакого отношения к протестантизму. И баптисты, и адвентисты не могут об этом не знать. Но, как мы видим, они все же находят точки соприкосновения с этим тоталитарным движением. Об этом, в частности, свидетельствует, реклама неопятидесятников в журнале «Военно-христианский вестник». Рекламный характер имеет и помещаемая на страницах журнала информация о таких сектантских учебных заведениях, как Московский библейский колледж «Новая жизнь», «Семинария евангельских христиан», а также Русско-американский христианский университет (РАХУ) и др.
Любопытно, что именно в РАХУ 1 сентября 2003 г. открылся первый в России факультет по подготовке священнослужителей для «силовых ведомств», созданный в результате договоренности руководства РАХУ и СХВР. Здесь из служителей протестантских, а точнее, сектантских структур готовят специалистов в области военно-социальной психологии и педагогики. Обучение рассчитано на два года и приравнивается ко второму высшему образованию. Первыми слушателями факультета стали региональные лидеры Союза христиан-военнослужащих, который уже сегодня проникает в армию, милицию и уголовно-исполнительную систему. Как сказал один из видных сектантских деятелей, пока Православная Церковь «пробивает» закон о военном духовенстве, мы уже готовим специалистов, и когда вы туда сунетесь, то получите по носу, потому что там будем мы.
Надо сказать, что редакция «Военно-христианского вестника» уделяет деятельности Русско-американского христианского университета очень серьезное внимание. Именно здесь, по мнению авторов журнала, должна формироваться политическая элита будущего Российского государства. «Конечной целью данного учебного заведения, — читаем мы в журнале, — является подготовка не просто специалистов, а ответственных граждан своей страны, тех, кто завтра поведет Россию вперед» («Военно-христианский вестник», № 2—3 (11—12), 2002 г.). Можно представить себе, что будет, когда люди, чьи экономические, политические и морально-этические взгляды были сформированы сектантами, начнут проникать во властные структуры и российскую армию! Уже сегодня «христиане-военнослужащие» под прикрытием благих слов о сотрудничестве в деле укрепления воинского духа и добросовестного служения Отечеству продвигают идею о необходимости «укреплять материально-техническую базу воинской части», а также материально поддерживать «военнослужащих, граждан, проходящих службу в силовых структурах Российской Федерации по контракту, в том числе уволенных в запас или отставку» (выдержка из представительного письма баптиста и бывшего капитана военно-воздушных сил, а ныне президента СХВР О. А. Аскаленка). Учитывая, что тот же РАХУ — своего рода ин-теллектуальный оплот сектантов — существует исключительно благодаря поддержке из Штатов, несложно догадаться, из каких источников будет проводиться финансирование гуманитарных проектов «христиан-военнослужащих» в российской армии.
Наивно было бы думать, что работа сектантов в армии ограничится лишь материальной поддержкой. Союз христиан-военнослужащих выражает желание «содействовать духовному развитию и нравственному воспитанию членов семей военнослужащих, проводить с ними духовно-просветительскую работу».
Если бы мы имели дело только с баптистами, это было бы еще полбеды. Но сегодня нам приходится противостоять полчищам сектантов самых разных толков. Трудно вообразить последствия проникновения в воинские части, к примеру, неопятидесятников! Ведь хорошо известно, что они, как и свидетели Иеговы, занимаются активной вербовкой потенциальных адептов.
О характере воздействия неопятидестяников на психо-эмоциональное состояние своих адептов могут поведать результаты исследования, проведенного шведскими психиатрами. Исследуя психическое здоровье нескольких десятков людей, являющихся адептами тоталитарной неопятидесятнической секты «Движение веры» (напомню, что у нас она зарегистрирована под именем Российского объединенного союза христиан веры евангельской), ученые обнаружили, что 93% сектантов испытывают панические страхи, 86% страдают нарушением сна, 88% испытывают чувство опустошенности, 75% имеют трудности с концентрацией внимания, 77% боятся потерять разум, 60% отмечали в себе чувство потери личности. Каждый четвертый опрошенный предпринял серьезную попытку самоубийства, у большинства остальных такие мысли уже начали появляться. Это же грозит и российским военнослужащим, и членам их семей после духовно-просветительских бесед с неопятидесятниками, которых продвигает Союз христан-военнослужащих.
Досадно, что из-за низкой осведомленности военнослужащих о сектантских движениях в России постпротестанты и сектанты под благовидным предлогом, прикрываясь патриотическими лозунгами, все-таки проникают в воинские части Российской армии. По словам протоиерея Димитрия Смирнова, протестанты работают в нашей стране, как будто они находятся в Чаде или Камеруне, как будто здесь совсем нет христианства, и в результате оказывают разрушительное воздействие. Это происходит, не-смотря на то, что еще 4 апреля 1997 г. министром обороны РФ генерал-полковником Игорем Николаевичем Родионовым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано Соглашение, которое определило и значительно расширило сферу взаимодействия и формы сотрудничества российской армии и Русской Православной Церкви. Вскоре на страницах газеты «Красная звезда» была дана информация с комментариями заместителя начальника Главного управления воспитательной работы МО РФ генерал-майора А. В. Черкасова, в которой сообщалось, что взаимодействие с другими религиозными объединениями необходимо осуществлять только через Русскую Православную Церковь и, в частности, ее Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными уч-реждениями («Красная звезда». 28 апреля 1997 г.). И об этом, кстати, сектанты хорошо осведомлены. Так, в интервью «НГ-Религии» уже упоминавшийся выше президент Союза христиан-военнослужащих баптист Олег Александрович Аскаленок сетует, что по сравнению с 1990-ми гг. «протестантам» стало сложнее работать в войсках: в армии существует «негласная установка — не пускать в армию никого, кроме православных». Со своей стороны мы должны заявить: хорошая установка! Однако, к большому сожалению, ее придерживаются не во всех воинских частях.
В настоящее время внедрению сектантских (в том числе тоталитарных) образований в МВД и Российскую армию противодействует лишь Русская Православная Церковь и некоторые центры, занимающиеся сбором и анализом информации о сектах. При этом многое зависит непосредственно от командования частей и подразделений. Как сообщает «Радио Теос», координатор сектантского служения Союза христиан-военнослужащих России по Калуге Сергей Окунь до сих пор не может попасть в ракетную воинскую часть, расположенную на территории Калужской области, поскольку командование части старается согласовывать свои действия с пожеланиями монахов находящейся рядом Оптиной пустыни, которые отнюдь не приветствуют миссионерскую активность сектантов.
Остается только пожелать, чтобы все командующие войсками следовали этому доброму примеру ракетчиков и, в случае обращения к ним представителей сектантских образований типа Союз христиан-военнослужащих, «Щит веры», «Путь Корнилия» и подобных им, делали запрос в епархиальные управления или Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями и получали оттуда квалифицированную информацию.
Справка:
В Кировской области активно действует филиал Межрегиональной общественно-политической организации «Ассоциация общественных объединений, содействующих воспитанию военнослужащих на принципах христианства «СОЮЗ ХРИСТИАН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Координатор по Кировской области: Баев Юрий Павлович. Проживает в г. Кирово-Чепецке. Ездит по частям Кировского гарнизона, распространяет журнал «Военно-христианский вестник, предлагает выступить с беседами в воинских коллективах и показать видеофильмы.