Печать

Крестный ход 2008

(Журнал «На боевом посту», №11, 2008г.) Подполковник Роман Илющенко (участник Великорецкого крестного хода в 2008 году)

Сотрудничество Армии и Церкви весьма разносторонне и многогранно. И оно может носить подчас самые различные формы. Этим летом в Кировской области состоялся ежегодный Великорецкий крестный ход в котором уже третий раз подряд участвовали военнослужащие кировского соединения ВВ МВД России. Это позволяет говорить о сложившейся традиции. Зачем нужны крестные ходы, в чём их смысл, какая от них войскам польза? Об этом репортаж военного журналиста, принявшего в нём участие.

 

 

Крестный ход - немного истории

Крестные ходы – давняя христианская традиция. Самым первым из них можно считать несение креста на Голгофу Иисусом Христом. По учению Православной церкви Он тогда безвинно пострадал за всех людей, добровольно взяв на себя наши грехи - главную причину человеческих несчастий и болезней. Поэтому смысл крестных ходов – в желании верующих, подражая Богочеловеку Христу, хоть немного искупить перед Ним свою вину.

В дореволюционной России крестные ходы были обычным и массовым явлением. С чудотворными иконами, крестами и хоругвями - специальными знаменами с вышитыми изображениями Христа, Божьей Матери и святых, обходили наши предки с молитвенным пением свои города, сёла и поля – просили помощи и заступничества Небес в случаях эпидемий, пожаров, неурожаев, нашествия врагов – и по своей вере получали просимое! А уже после этого совершали ежегодные ходы в знак благодарности. Практически без изменений дошла такая практика проведения крестных ходов и до наших дней.

625 лет назад, 24 мая (по старому стилю) 1383 года житель Вятского края крестьянин Агалаков нашёл при сосне на берегу реки Великой икону Николая Чудотворца. Помолившись, он взял образ в дом и вскоре от него начались исцеления. Слава о чудотворной иконе быстро разнеслась по окрестностям и её попросили к себе жители главного города края - Хлынова (позже Вятки, ныне - Кирова), пообещав каждый год возвращать её на место обретения. Так зародилась традиция Великорецкого крестного хода, которая строго соблюдалась. Даже в трудные, безбожные времена, когда кафедральный собор, где она хранилась, взорван, а сама чудотворная икона бесследно исчезла, люди тайком ходили с копией иконы на реку Великую.

Эта традиция нарушалась лишь дважды: когда по особому прошению государей Ивана Грозного и Михаила Романова «Николу Великорецкого», как любовно величали икону люди, отпускали в Москву. Это было в трудные для Отечества времена – осады Казани и Смутное время. Получив просимую помощь, монархи щедро одарили икону и торжественно возвратили её на место.

Сегодня Великорецкий крестный ход - единственное в мире столь массовое и многодневное подобное регулярное мероприятие. В нём участвуют до 15 000 (!) паломников со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Протяжённость маршрута 150 километров, длится ход 6 дней.

Крестный ход – пора возвращаться домой

Заместитель командира кировского оперативного батальона по работе с личным составом майор Владимир Эдуардович Помаскин часто задумывался о смысле жизни, сути воинского служения, судьбе Родины. И было отчего, ведь на его глазах рушилась могучая держава, которой он служил верой и правдой, терпела крах привычная идеология, низвергались признанные авторитеты, а потом - лилась кровь, гибли боевые товарищи. Почему это произошло? В чём смысл страданий миллионов соотечественников? Что ждёт нас в будущем? Ответы на эти вопросы, он не нашёл ни в беспокойном Ереване, ни в стреляющем Карабахе, ни в лесной глуши, где охранял «рецидивистов», ни в чеченских командировках, где получил ранение, а затем и боевую награду.

Когда командование соединения приняло решение о возведении на территории его батальона храма во имя святого Георгия Победоносца, Помаскин принял в строительстве самое активное участие. Вскоре в новой, ещё пахнущей пьянящим запахом елового леса церкви Владимир крестился. Спустя некоторое время там же крестил младшую дочь. Живой интерес к вере предков рос у него по мере того, как он осознавал себя русским, православным человеком. Вскоре майор знакомится с протоиереем Георгием Купцовым, тоже офицером запаса – председателем епархиального отдела РПЦ, взаимодействующего с армией, приобретает опыт миссионерской работы, много читает. Постепенно к нему пришло понимание, что является главной причиной обрушившихся бед – массовое отпадение его соотечественников от Бога. Значит пора возвращаться.

Когда волна реформ и сокращений докатилась до родной части, он решил уволиться в запас и стать сотрудником епархиального отдела. Его опыт и прирождённый талант организатора здесь очень пригодились. Майору запаса Владимиру Помаскину и принадлежала идея участия в крестном ходе своих бывших сослуживцев. Командование соединения её поддержало.

Людей долго уговаривать не пришлось. В дивизии служит немало вятских и практически все они слышали о Великорецком крестном ходе. После благополучного возвращения солдат, неутомимый Владимир Помаскин организовал их встречу с духовным лидером края – митрополитом Хрисанфом; смонтировал и показал в частях гарнизона фильм об участии однополчан в крестном ходе. Событие не обошли стороной и местные СМИ и военнослужащие с бегущим оленем на рукаве вскоре стали едва ли не «визиткой» Великорецкого крестного хода.

Однако Помаскин понимал, что по ним, солдатам и офицерам – участникам хода, о внутренних войсках и об армии в целом будут судить тысячи людей, съехавшихся на крестный ход со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому впредь кандидатов стали отбирать тщательнее, проводить с ними собеседование. Не кроется ли, например, за стремлением участвовать в ходе знакомое любому солдату желание выйти за пределы части, прогуляться на природе и отдохнуть от службы? Главный же критерий отбора – вера, порядочность и рекомендации командиров и духовенства.

На период крестного хода военнослужащие считаются убывшими в командировку. Солдатам по призыву выдаётся сухой паёк, они соответствующе экипируются. Епархиальный отдел и приходская община храма, где служит отец Георгий Купцов, берут на себя расходы за постой в селе Великорецком, дополнительное питание и медицинское обеспечение, приход на время хода жертвует солдатам палатки, коврики-пенки. Помимо майора запаса Помаскина и военного журналиста в крестном ходе участвовало ещё 9 военнослужащих: офицер, прапорщик, контрактник, сержант и пятеро солдат по призыву.

Крестный ход – это не кино

Великорецкий крестный ход – торжественное и запоминающееся зрелище. С непривычки ощущаешь себя участником массовки на съёмках исторического фильма. Под гул колоколов и молитвенное пение сводного епархиального хора, ход начинает движение от стен старинного Трифонова-Вятского монастыря. Вокруг хоругви, иконы, сверкающие облачения духовенства, платочки на головах женщин, серьёзные, бородатые мужчины. Сплошным потоком в несколько рядов, растянувшись на многие километры идут старики и молодежь, многодетные семьи и экипированные «с иголочки» купцы-предприниматели, священнослужители и казаки, члены военно-патриотических клубов и целые приходские общины, съехавшиеся со всех концов страны. Много ребятишек – их ведут за руку, несут на закорках, везут в колясках. Не редкость и коляски инвалидные. Попадаются колоритные, запоминающиеся персонажи - только что освободившийся зэк в казённой робе и иконкой на груди или одноногий инвалид на костылях. Здесь же, среди пёстрой, разноликой толпы и наши военнослужащие. Они едины со своим народом и вместе движутся к одной цели. Цели не географической – точке на карте (до села Великорецкого, между прочим, автобусом максимум два часа езды), но – духовной, сакральной...

Город остался позади, асфальт быстро закончился и дальше пошла просёлочная дорога, сменившаяся узенькой тропкой или тракторной колеёй, тянувшейся по полям, лесам, заболоченной и труднопроходимой местности. Вятский глинозём, особенно после дождя, напоминает гончарную мастерскую, где замес глины продолжается по нескольку часов кряду, без скидки на возраст. Словно награда - привалы на живописных полянах, да ночёвки в редких, порой уже нежилых, деревнях. Впереди – монастырь села Великорецкого, торжественное архиерейское богослужение на берегу реки Великой, купание в освященном источнике, исповедь, Причастие, обжигающие слёзы покаяния и чувство непередаваемой лёгкости и радости на душе. Слава Богу, дошли!

Крестный ход – Небо становится ближе

Походно-полевые условия быстро сближают людей, да и работа такая – проявлять ко всему ненавязчивое любопытство и интерес. Прошу поделиться своих товарищей-попутчиков впечатлениями.

- Появилось неожиданно много времени побыть наедине с собой, задуматься, привести в порядок свои мысли – обстановка к этому располагает. Дома, на службе времени на это просто не хватало - всё время куда-то торопился, спешил, - говорит психолог батальона капитан Владислав Аверченко. - Наверное, поэтому на душе необыкновенная умиротворённость. Но это может быть ещё оттого, что здесь просто аура хорошая. Собрались в одном месте люди с положительным биополем – вот и все дела!

- Здесь же, судя по всему, одни грешники! – наивно удивляюсь я. – Вокруг только и слышно: «Го-о-осподи, помилуй нас грешных», «Го-о-о-осподи, прости».

- Но грешники кающиеся! – парирует психолог. - А это большая разница. - И, помолчав, добавляет: – Я, конечно, несильно верующий и пошёл в ход скорее ради спортивного интереса, но хочу сказать: польза от него реальная и ощутимая.

Удивительное дело - несмотря на скопление усталых, незнакомых людей, преодолевающих большие расстояния, практически все участники хода испытывают в душе схожие чувства – спокойствие, умиротворенность, душевную радость. (Хотел добавить модное словечко «комфорт», да только оно мало подходит для здешних условий). Чтобы понять моё удивление, представьте горожанина в набитом битком вечернем автобусе. Вокруг, как правило, понурые, замкнутые, равнодушные, ушедшие в свои проблемы лица. Каждый занят собой, своими мыслями. А какой крик поднимается, если кому-то наступили на ногу! Тоже можно сказать о футбольном матче, хотя он и собирает исключительно любителей мяча. Но на переполненных трибунах до умиротворения и единомыслия также далеко, особенно когда забьют гол. Да и радость от того же забитого мяча иная: бурная и недолгая. Причём сама поездка или матч длятся не более трёх часов.

Крестный ход идёт почти неделю, под открытым небом и в любую погоду, по 16-18 часов в сутки и все так же мало знакомы друг с другом. Бывает, и толкнут, и заденут кого-то: люди падают в лужи, в грязь, а на привалах и коротких ночлегах далеко не всем хватает кипятка или места в школьной одноэтажке. Вобщем поводов возмутиться предостаточно, но мне ни разу не довелось услышать ни ругани, ни ссор, ни жалоб, ни претензий. А вот радость на лицах видел постоянно. Люди словно сговорившись стараются не замечать этих временных неудобств, проявляя удивительное качества русского человека – готовность к самопожертвованию, терпение и смирение.

Отчего так происходит? Спросил об этом старшего прапорщика Алексея Домнина. Улыбаясь в усы, он делится своими мыслями:

- Посмотрите, какая идёт мощь, какая сила, сколько народа! Раньше такими толпами только на демонстрации ходили: что-то там кричали, кого-то славили. Здесь никто не кричит, а славят кто как может только Бога и Николу Угодника. Молюсь, как умею и я, понимая сколько нагрешил в жизни. Наверное, поэтому есть ощущение присутствия большой, светлой, доброй силы – она и помогает всё преодолевать терпеливо. Может быть это благодать Божья?

Едины в мнении и другие наши крестноходцы, все они чувствуют радость, подъём духа. А «дембель» сержант Сергей Андронов из Коломны даже обещает приехать сюда на следующий год, настолько ему здесь понравилось!

Невольно задумался о нематериальной теории устроения мира. Что тогда получается? Если большое количество людей посылают в эфир покаянные вздохи и просьбы – молитвы, поминая Бога, то воздух вокруг очищается. Или освящается? Готовя этот материал, нашёл в духовной литературе такое объяснение: «Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и всё что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя губительное и тлетворное». Если это так, то понятно, почему здесь так хорошо и отчего у людей появляется желание стать лучше.

Крестный ход – дело настоящих мужчин

- Какие же у вас замечательные солдатики! - говорит незнакомая бабушка, подходя на очередном привале к майору Помаскину, безошибочно выделяя его среди нашей однотонной камуфлированной группы. - Спасибо вам за них.

- Это вам спасибо, что вы их такими воспитали, - парирует Владимир Эдуардович. - Мы работаем с теми, кого вы нам отдаёте. А вот на крестный ход, действительно, пошли лучшие, отборные.

- Это что ли спецназ получается?

- Типа того...

Такая лестная и верная оценка нашего небольшого воинства простой бабушкой стоит дорогого. По-моему, это тоже пример действие Божией благодати. В начале пути солдатики скептически пожимали плечами и снисходительно улыбались на мои вопросы о смысле хода, о вере, о спасении души. Держались особнячком, стараясь на привалах побыстрее поесть, чтобы растянуться на спальнике – известное дело: солдат спит, служба идёт. Но вот постепенно втягиваясь в ход, заражаясь его духом, проникаясь единой идеей, они стали демонстрировать свои лучшие, дремавшие в них душевные качества, превратившись из обычных солдат в духовный спецназ. Они словно выросли, возмужали и духовно окрепли в эти несколько дней. Стали интересоваться историей проходимых мест, судьбой попадавшихся разрушенных храмов, начали замечать вокруг себя проблемы других людей. Например, заметив скудность рациона многодетной семьи, решили отдать им часть своего калорийного сухпая - проявили великодушие. Углядев застрявших на краю гигантской лужи старушек, помогли им переправляться посуху, залезая сами по колено в грязь – проявили благородство. Этим и привлекли они внимание людей, заслужили их уважение.

Приведу еще один типичный пример. Замешкавшись на развилке дорог, отставшая от основной массы крестноходцев пожилая женщина, заметив, что идущие впереди солдаты свернули вправо, с облегчением произнесла:

- Пойду за военными, они знают куда идти!

Так что само присутствие военных на крестном ходе естественно, органично и оправдано. Они нашли своё место в строю.

Несмотря на покаянный смысл, крестный ход очень похож на военный поход княжеской дружины или добровольного народного ополчения, идущего на битву с врагом. Во главе колонны Командир - распятый на кресте, но воскресший Христос, боевые стяги и значки – это хоругви и иконы, строевые песни – молитвенные песнопения. Лица ополченцев решительны и просветлены, поэтому «Господи, помилуй!» звучит не жалобно, а как победный клич с твердой верой и надеждой на своего Командира. А с Ним не пропадёшь!

Крестный ход – чужие здесь не ходят

«Всё хорошо, - скажет дотошный читатель-прагматик, - но какая практическая польза от всех этих храмов, молебнов, крестных ходов в роте, батальоне, полку, дивизии? Что такое 5-10 человек раз в год для даже батальона? Где результативность и всеохватность, где масштабность, наконец? Постараюсь ответить.

Конечно, утверждать, что уменьшение потерь и укрепление дисциплины в батальоне –есть прямой результат участия военнослужащих в крестном ходе нельзя, как невозможно измерить и посчитать уровень возросшей духовности. В батальоне параллельно велась активная работа и по другим направлениям. Но некоторые цифры и мнения офицеров соединения по этому поводу можно привести. Например, после того, как в 2001 году в батальоне построили храм, потерь больше не было, хотя командировки продолжались ещё три года. После участия военнослужащих этого же батальона в первом же ходе, преступность в батальоне снизилась в 14 раз. Как отмечает командование, солдаты, побывавшие на крестном ходе, не допустили ни одного правонарушения и являются примером для своих однополчан.

Большую пользу от участия военнослужащих соединения в крестных ходах видит заместитель начальника отделения по работе с личным составом соединения майор Сергей Истомин:

- Во-первых, крестные ходы становятся видом поощрения для личного состава. Попасть туда могут только наиболее достойные. Во-вторых, побывавшие на ходе военнослужащие испытывают сильнейший эмоциональный и духовный подъём, что положительно сказывается на результатах службы. В-третьих, участие военнослужащих в крестном ходе работает на положительный образ солдат правопорядка, создаёт у населения благоприятные впечатления о внутренних войсках. Ну и в-четвёртых, в крестном ходе добровольно участвуют не только заявленные в списке военнослужащие, но и некоторые офицеры и прапорщики, которые идут самостоятельно, часто инкогнито. Между прочим, одна наша военнослужащая - женщина после участия в ходе получила исцеление.

Высоко оценивает значение крестных ходов и майор Дмитрий Урванцев, начальник группы по работе с личным составом учебной части, военнослужащие которой тоже принимают участие в крестном ходе:

- Чем больше будет у нас одухотворённых людей, чем лучше. Я заметил, что солдаты с уважением относятся к верующим по-настоящему людям. Пока у нас таких маловато, но я надеюсь, что после каждого крестного хода их число будет возрастать. А без веры совсем туго. Когда в подразделении нет верующих, увлечённых светлой идеей людей, это сразу заметно – царит безволие и безверие. У нас в части служат и сектанты, и скинхеды и представители других молодёжных группировок, но они не несут позитивного заряда, не могут быть положительными лидерами, объединяющими вокруг себя людей. А вот к тем, кто были на крестном ходе люди тянуться, потому что в них солдаты увидели то, чего нет в них самих. Я заметил, что даже самый грамотный офицер не сможет оказать такое влияние на солдат, как их товарищи – участники хода. Ведь они были не просто в турпоходе, а потрудился на ниве Божьей! Это все понимают. И если этот солдат сумеет передать людям дух этого события, будет большая польза.

Ну и, наконец, мнение организатора ходов, майора запаса Владимира Помаскина:

- Крестный ход призван расшевелить командование частей, подсказать, что вокруг есть много интересного, что надо только искать, а не сидеть перед телевизором или в курилке – так ведь можно и одичать. Вот пример. Спрашиваю недавно одного солдата: «Чем тебе запомнился город?», а он отвечает: «Нас водили в цирк, и я там видел обезьян». Так у солдата и отложится в голове, что Киров – родина обезьян. Обидно, братцы!

Крестный ход – стоит подумать

Жалко, что значение крестных ходов до сих пор не оценено по достоинству ни руководством страны, ни командованием войск. У нас нет ни одного нацпроекта, ни одной серьёзной программы по поднятию и возрождению крепкого, русского духа и национального самосознания, хотя они менее всего затратны и более всего необходимы. Крестные ходы могли бы сыграть здесь свою заметную роль, положить начало этому движению, ведь они сейчас проходят регулярно и во многих регионах. Это же готовая экскурсия и открытый урок патриотизма. А чем крестный ход, например, не разумная альтернатива совместному проведению ОГП и полевого выхода? Стоит подумать.

Подполковник Роман Илющенко с крестного хода

Киров-Великорецкое-Киров